Меню
Меню

Устенко Алексей Иванович

Конспект урока

Устенко Алексей Иванович

Основы безопасности жизнедеятельности

Тема урока: Первая медицинская помощь при остановке сердца

Цель урока.  Изучить признаки остановки сердца и порядок действий при сердечно-легочной реанимации. Получить первичные навыки по оказанию первой помощи при остановке сердца и прекращении дыхания.

Задачи:

1. Организовать ознакомление обучающихся с признаками остановки сердца

2. Ознакомить с порядком действий при сердечно-легочной реанимации .

3. Способствовать получению первичных навыков по оказанию первой помощи при остановке сердца и прекращении дыхания

Место проведения занятия: кабинет ОБЖ

Продолжительность занятия: 45 минут

Материально – техническое обеспечение занятия: компьютеры, интерактивная доска, манекен, переходник для ИВЛ

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: тестовые задания, презентация урока в электронном виде

Тип занятия: комбинированный

  1. 1.     Организационный момент 

Кратковременность, доброжелательный настрой педагога, полная готовность кабинета и обучающихся позволят быстрому включению группы в деловой ритм, помогут организовать внимание всех обучающихся, будут способствовать созданию положительного настроя обучающихся к работе на уроке.

Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя


Примечание


Приветствуют преподавателя
Староста докладывает, кто отсутствует на уроке, по какой причине
Готовят тетради и ручки
Приветствует  учащихся
Проверяет наличие учащихся группы, ставит в журнал «н» отсутствующим без уважительной причины.
Проверяет готовность учащихся к уроку (наличие тетрадей и ручек)
  1. 2.     Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель и задачи данного этапа — проверить  усвоение материала по предыдущей теме «Первая помощь при ранениях и травмах»;

 — выяснить причины и наметить действия, если обнаружены пробелы в знаниях;

           — закрепить, уточнить  и систематизировать знания  обучающихся по соответствующей теме;

           — способствовать организации в ходе опроса учащихся коллективной познавательной деятельности всех

обучающихся;

          — использовать для проверки знаний обучающихся компьютеры  и интерактивную доску, что стимулирует их учебную активность

           — способствовать развитию речи, мышления отвечающих  обучающихся.

           — развивать дисциплинированность обучающихся в формировании навыков самостоятельной работы

Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Обучающиеся выслушивают  комментарии преподавателя, приступают к работе. Через 10 минут по команде преподавателя заканчивают работу. Ответы записываются в карточку.
 
 
 
 
Учащиеся группы отвечают на поставленные вопросы.
 
Ответ: первое — промываю рану раствором перекиси водорода, обрабатываю края раны настойкой йода, прикладываю к ране стерильную салфетку, поверх салфетки накладываю давящую повязку. После этого фиксирую поврежденную руку на весу при помощи косынки и отправляюсь в ближайшее медицинское учреждение для того, чтобы мне ввели противостолбнячную сыворотку и при необходимости наложили на рану шов
 
Ответ: вероятнее всего, у пострадавшего повреждена бедренная артерия. Рана смертельно опасна, т.к. за 2—3 минуты пострадавший может получить невосполнимую кровопотерю. Необходимо вызвать «скорую помощь» (один участник), наложить жгут (второй участник) выше раны через плотный предмет — кусок мыла, плотно свернутую ткань. Твердые предметы, подкладываемые под жгут, необходимо обернуть в 2—3 слоя тканью. После этого написать на одежде, теле или листке бумаги время наложения жгута и дождаться приезда «скорой помощи».
 
 
 
 
 
 
 
Пользуясь таблицей правильных ответов, проводят взаимопроверку карточек. Затем карточки сдают преподавателю.
 
 
Выслушивают и уточняют
Преподаватель предлагает нескольким учащимся выполнить тестовое задание.(4-5 обучающихся)  и предлагает им пройти к компьютерам для решения тестов (на решение отводится 10 минут). Объясняет  условия выполнения задания. Раздаёт карточки с номерами вопросов.
 
 
 
Пока работают учащиеся на компьютерах, группе задаются следующие вопросы:
а) вы работали на даче и сильно повредили предплечье измазанным в земле топором. Рана глубокая и длинная, кровоточит. На даче только больная бабушка. Ваши действия?
 
 
 
 
 
 
 
 б)  вы оказались на месте ДТП и увидели следующую картину: у одного из пострадавших из раны на внутренней стороне бедра толчками вытекает кровь. Что с пострадавшим и что нужно делать?
 
 
 
 
 
 
 
в) какие бывают кровотечения и как их можно определить визуально?
г) что такое растяжение связок и какова первая помощь при травме?
д) что такое перелом и какова первая помощь при этой травме?
 
 Через 10 минут обучающимся (работающим не компьютерах) предлагается произвести взаимопроверку карточек,  раздаются для проверки таблицы правильных ответов. Проверенные карточки собираются.  
Преподаватель анализирует ответы, выставляет и комментирует оценки.
Компьютеры включены, открыт документ с тестами.
В течение 10 минут учащимся необходимо ответить на 10 вопросов.
При 9-10 правильных ответах оценка — 5; 8 правильных ответов – 4; 7 правильных ответов – 3;  6 и менее неудовлетворительно.
Отвечают желающие учащиеся.
  1. 3.     Изучение нового учебного материала:

                   а). целеполагание

-способствовать созданию положительной мотивации к изучению предлагаемой темы

                б). экспозиция нового материала

Для введения нового материала используются такие методы, как объяснение, показ и самостоятельное изучение обучающимися материала. Работа на уроке осуществляется как в фронтальном, так и в групповом режиме, что позволит увеличить плотность занятия.  Как средство зрительной наглядности и как средство подкрепления слуховой наглядности (лекция преподавателя) используется презентация на интерактивной доске. Целью данного этапа является восприятие и усвоение нового учебного материала.

Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Совместно с учителем определяют содержание своей деятельности на занятии
Записывают тему нового занятия в тетрадь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Обучающиеся пытаются ответить на вопросы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Записывают определение в тетрадь
 
 
 
 
  Самостоятельно находят по учебнику ответ на поставленный вопрос
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обучающиеся слушают преподавателя, смотрят презентацию, если появляются вопросы задают их.
 
 
Делают записи в тетради
Сообщается  тема занятия «Первая медицинская помощь при остановке сердца ».
 Вступительное слово преподавателя.
      На втором месте после травм среди причин смерти от несчастного случая стоит остановка сердца. Это может произойти в результате удара электротоком, удара в область грудины, шокового состояния, сердечно-сосудистого заболевания и ряда других причин. В большинстве случаев остановка сердца означает клиническую смерть. Это состояние обратимо, т.е. если в течение 5 минут оказать пострадавшему квалифицированную помощь, его сердце вновь заработает и человек вернется к жизни. Вы наверняка знаете таких людей или слышали о них от друзей и знакомых. Приемы оказания такой помощи, а она называется сердечно-легочной реабилитацией, просты и доступны всем. Мало того, их должен знать каждый взрослый человек. В оказании первой помощи главное — не бояться принять решение и взять на себя ответственность за жизнь человека. Остальное, как говорится, дело техники. Техника сердечно-легочной реабилитации и станет темой сегодняшнего урока.
Вопросы для активизации знаний.
   Как определить, что у человека отсутствует сердечная деятельность и дыхание?
   Какие способы искусственного дыхания вы знаете?
   Как «запустить» сердце человека?
   Какие медицинские приборы для восстановления работы сердечной мышцы вы знаете?
   Что нужно сделать после того, как вам удалось восстановить у пострадавшего работу сердца?
   Можно ли проводить сердечно-легочную реабилитацию, не убедившись в том, что сердце пострадавшего не работает?
 
Беседа.
Терминальное состояние (от лат. terminalis— относящийся к концу) включает конечные стадии жизни — переходные состояния между жизнью и биологической смертью. Характеризуются глубокими, хотя и обратимыми нарушениями функций важнейших органов и систем организма, нарастающей гипоксией (кислородное голодание).
Самостоятельная работа
Пользуясь учебником записать в тетрадь четыре вида терминальных состояний.
 
 Продолжительность терминального состояния зависит от тяжести основного заболевания и от того, применяются ли меры по оживлению организма, включающие массаж сердца, искусственное или вспомогательное дыхание и другие. Одновременно с ними проводят лечение основного заболевания (например, противошоковую терапию при травме).
 
Основные признаки остановки сердца:
потеря сознания;
отсутствие пульса;
остановка дыхания;
бледность или синюшность кожи и слизистых оболочек;
расширение зрачков;
судороги.
 
Помощь: до приезда «скорой помощи» необходимо:
  Нанести прекардиальный удар — положить пострадавшего спиной на твердую поверхность;
Освободить грудную клетку от верхней одежды, найти мечевидный отросток, прикрыть его левой (если вы левша — правой) рукой, расположить правую руку по оси туловища и нанести короткий средней силы удар по середине грудины ребром сжатой в кулак ладони;
После нанесения прекардиального удара сразу проверить пульс на сонной артерии. Если пульс есть — обеспечить пострадавшему покой, перевернуть его на правый бок и дожидаться приезда «скорой помощи», постоянно контролируя состояние пострадавшего.
Если прекардиальный удар не принес результата, то самостоятельно выполнить наружный массаж сердца. Следует отметить, что массаж сердца должен производиться одновременно с вентиляцией легких.
 
    Наружный массаж сердца состоит в ритмичном сдавливании сердца между грудиной и позвоночником. При нажатии на сердце кровь выжимается из его плоскостей и поступает из левого желудочка в аорту и дальше, в том числе по сонным артериям в головной мозг, а из правого желудочка направляется в легкие, где происходит важный механизм оживления организма — насыщение крови кислородом. После того как давление на грудь прекращается, плоскости сердца снова наполняются кровью.
 
    Потерпевшего укладывают спиной на твердую основу. Оказывающий помощь становится сбоку от потерпевшего и поверхностями ладоней (основанием кистей, а не пальцами), которые накладываются друг на друга, нажимает на нижнюю треть груди. Массаж сердца проводят толчками, нажимая на руку всем телом 60-70 раз в минуту. Амплитуда колебаний грудной клетки при этом у взрослого человека должна составлять около 4—5 см. У детей массаж сердца следует проводить предельно аккуратно, только одной рукой, а у детей грудного возраста — кончиками пальцев с частотой 100—120 нажатий в минуту.
Если реанимацию проводит один человек, то через каждые 15 нажатий на грудину с интервалом в 1 секунду, он должен приостановить массаж, провести 2 сильных искусственных вдоха методом «рот в рот» или «рот в нос». При участии 2-х человек необходимо после каждых 3—5 производить вдох. Если через час после начала массажа и вентиляции легких сердечная деятельность не возобновляется и зрачки остаются широкими, реанимацию можно прекратить. При появлении четких признаков истинной смерти реанимацию может быть прекращено раньше.
 
Вдыхайте в больного воздух через рот или нос — после резкого  собственного вдоха. Повторяйте 10 раз в минуту.  «Соединение» с больным должно быть плотное.
 
Лучше избегать непосредственного контакта своих губ с губами больного. Для этого лучше использовать специальные маски, которые есть практически в каждой автомобильной аптечке. Если такой маски нет, возьмите медицинскую маску, чистую марлевую салфетку. Если и этого не окажется под рукой, то возьмите носовой платок, проделайте в нем отверстие ножом или любым острым предметом и положите больному на рот.
 
Голову больного держите запрокинутой назад — чтобы язык не перекрывал глотку.
 
У вас может закружиться голова от избытка кислорода в крови. В этом случае вам надо восстановиться, просто расслабившись и умерив дыхание.
 
Запрещается отрывать руки от грудины пострадавшего при совершении непрямого массажа сердца — это может привести к отрыву грудины и его смерти.
 
После каждого цикла сердечно-легочной реанимации проверяйте пульс у пострадавшего (удобнее всего — на сонной артерии). Непрямой массаж сердца при работающей сердечной мышце может привести к остановке сердца.
Преподаватель способствует развитию умения самостоятельно делать выводы и обобщения
 
 
 
 
 
 
Предполагается, что часть нового материала преподаватель представляет в виде лекции.
  1. 4.              Закрепление учебного материала:

на данном этапе обучающиеся должны закрепить полученные на занятии знания и тренироваться в их применении в предлагаемых проецируемых на уроке ситуациях;

— для диагностирования, достигнута ли поставленная цель,  проводится   опрос учащихся с созданием ситуационных задач.  Если учащиеся плохо усвоили материал, необходимо выявить причину и уделить больше внимания данной теме на закрепляющих занятиях.

Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя, выясняют непонятные моменты.
Ответ: непрямой массаж сердца требует твердой подстилающей поверхности, иначе грудину не продавить.
 
 
 
Ответ: возможно, правы, а возможно нет. Зеркальце, поднесенное ко рту человека на морозе, будет запотевать до тех пор, пока температура его тела не опустится до нуля. Пока температура тела человека выше температуры окружающего воздуха, из его рта будет испаряться влага, и зеркальце будет запотевать. Этот метод недостоверен. Лучше проверить пульс на сонной артерии.
Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.
 
1. Ситуационная задача. У пострадавшего в ДТП гражданина нет пульса на сонной артерии. Оказавшиеся на месте происшествия граждане решили оказать ему помощь и проводят сердечно-легочную реанимацию, уложив его на толстый слой свежего снега, прикрытый тонким одеялом. В чем ошибка?
 
2.      Ситуационная задача. К пострадавшему подбежали двое граждан и принялись проверять наличие дыхания при помощи зеркальца. Зима, температура воздуха —15 градусов мороза. Зеркальце, поднесенное ко рту быстро запотело. Граждане утверждают, что дыхание, а следовательно, сердечная деятельность у гражданина есть. Правы ли они?
 
 
3. Ответьте на вопросы:
Что такое терминальное состояние? Что входит в это понятие?
Назовите признаки клинической смерти.
Как можно убедиться, что у пострадавшего наступила клиническая смерть?
Какова последовательность действий одного спасателя при сердечно-легочной реанимации? Двоих? Троих?
Какова максимальная численность группы спасателей при совершении сердечно-легочной реанимации?
Какое действие необходимо совершать спасателям после каждого цикла действий при сердечно-легочной реанимации
Преподаватель проводит опрос, который позволяет выяснить уровень усвоения обучающимися  информации  полученной на уроке.  Ответы обучающихся дополняются и комментируются.
  1. 5.     Подведение итогов урока. Рефлексия

-подвести обучающихся к осознанию того, достигнута ли поставленная на уроке цель

— закрепить созданную на уроке ситуацию успеха

— дать  каждому обучающемуся возможность понять личную значимость  включенности в деятельность на уроке

            — сообщить детям домашнее задание и наметить способы его выполнения.

Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Учащиеся могут комментировать свое отношение к заданиям и уроку Высказывают свое мнение об уроке: что удалось/не удалось
 
 
 
 
Уточняют при необходимости источник информации для подготовки домашнего задания
Подведение итогов урока
«Итак, сегодня  мы с вами изучили признаки остановки сердца и порядок действий при сердечно-легочной реанимации. Получили первичные навыки по оказанию первой помощи при остановке сердца и прекращении дыхания».
Объявляются оценки учащимся с учетом анализа их ответов.
Домашнее задание.
Дома на столе или на полу, табурете, скамейке отработайте правильное положение рук и правильные движения при непрямом массаже сердца. Помните: давим на середину грудины, ни в коем случае не на район ключиц или мечевидного отростка. Рук при надавливании не отрываем, следующее надавливание только после того, как грудина пострадавшего вернулась в исходное положение. Массаж совершаем только при прямых руках, работают спина и плечи, но не руки!